Клиника «Борис» – первое медицинское учреждение в Украине, внедрившее в работу медицинскую информационную систему МСМед. Уже 10 лет работа клиники автоматизирована и четко систематизирована. А увеличение показателей эффективности и значительный прирост пациентов постоянно подтверждает правильность принятого решения.
Начальный этап
Старт внедрения МСМед – лето 2006 года. Тогда были запущены в работу модули по управлению структурой предприятия, штатным расписанием и регистратурой.
До внедрения информационной системы посещаемость поликлиники была небольшой. Проблемными участками оказались управление потоком заявок (обращения пациентов) и управление существующими ресурсами – кабинетами, графиком работы докторов и пр.
Следует отметить: внедрение информационной системы – это всегда изменение работы предприятия, причем изменение исключительно в лучшую сторону. Происходит автоматизация и как следствие – значительная интенсификация деятельности подразделений.
Для подготовки к внедрению системы в клинике «Борис» в первую очередь была произведена реорганизация. На подготовительном этапе – проведен анализ существующих производственных процессов. В результате определены участки, которые подлежат изменению при внедрении информационной системы.
Процессы записи пациентов на прием к врачу были приведены в соответствие с работой контакт-центра и самой системы МСМед. В итоге значительно повысилась пропускная способность и посещаемость клиники. Появилась возможность эффективно управлять кадровыми ресурсами и использовать их на полную занятость.
Второй этап
Вторым этапом внедрения стала автоматизация лаборатории и кассовых операций. Эти два участка были следующим «узким местом» в работе клиники, потому что генерировали большое количество документов. Их необходимо было создавать, изменять и отслеживать прохождение.
По итогам второго этапа внедрения системы диспетчеры на ресепшене перестали тратить время на бесконечный поиск результатов исследований в бумажных папках. А кассиры избавились от необходимости искать стоимость оказанных услуг в толстой пачке страниц прайс-листа.
Третий этап
Сложнее всего проходила автоматизация рабочих мест врачей. В процессе внедрения приходилось сталкиваться даже с саботажем персонала. Очень важную роль в решении этой проблемы сыграло руководство клиники. Именно при его поддержке, используя административные методы, были запущены АРМы докторов. Их необходимо было приучить работать в системе, в частности, вести строгий учет данных пациентов: по диагнозам, историям посещений специалистов, назначениям и т. д.
В итоге доктора стали первыми помощниками в модернизации и усовершенствовании системы МСМед. Врачи получили инструмент, который позволил им сократить период сбора данных о пациенте и ускорить процесс взаимодействия между специалистами различных нозологий, привлеченных к лечению.
Четвертый этап
Учет товарно-материальных ценностей (их поступления и, что немаловажно, расхода) играет важную роль в работе любого предприятия. При этом он порождает огромное количество документов. Для лечения пациентов с одним и тем же заболеванием, например, могут применяться совершенно разные медикаментозные средства. Поэтому склады лечебных учреждений, даже и небольших, насчитывают тысячи учетных записей по медикаментам.
Через год после запуска системы, когда были собраны все необходимые статистические данные, в работу запустили модуль учета товарно-материальных ценностей. Сейчас в клинике учетом работы стационара, двух территориально разделенных структурных подразделений и медикаментов занимается всего 4 человека.
Пятый этап
С целью автоматизации работы стационарного отделения была доработана структура медицинских документов, изменен АРМ врача. В систему добавили модули для госпитализации и работы медицинских сестер.
Заключение
Почти за 10 лет использования медицинской информационной системы МСМед клиника «Борис» оптимизировала использование своих ресурсов – врачей, кабинетов, оборудования. В среднем эффективность работы предприятия возросла в 2,5-3 раза.
Уменьшились очереди и количество конфликтных ситуаций, связанных с использованием ресурсов, была создана полная медицинская карта пациента. Это содействовало повышению качества предоставляемых клиникой услуг. И ежегодный прирост постоянных пациентов – лучшее тому свидетельство.